Психология восприятия цвета

Психология восприятия цвета

У опытного дизайнера есть в арсенале множество методов и приёмов, с помощью которых можно добиться необходимой реакции у потребителя, применяя их даже к дизайну визитки. Мы предлагаем рассмотреть эту взаимосвязь, начиная с психологии восприятия цвета.

Благодаря швейцарскому психологу Максу Люшеру, который занимался изучением воздействия цвета на людей, мы знаем, что разные цвета вызывают у людей определённые эмоции. Ведь известно, что красные оттенки запускают чувство взволнованности, а синий – успокоения, и Макс Люшер подробно исследовал данные феномены, что примечательно, задание на эти исследования ему выдала крупная рекламная компания. Исходя из этих исследований, восприятие определённых цветов человеком сформировывались в течении длительного времени, основываясь на его взаимодействии с окружающей природой и определённого образа жизни. Днём, человек проводит активную деятельность, ночью – отдыхает, что привело к соответствующим ассоциациям при восприятии цвета, где тёмно-синий цвет неба означал время отдыха, а светлый, наоборот, что настало время поиска пищи, обустройства жилья и т.д. При ранениях или пожарах человек видел красные цвета, что запускало механизмы более активных действий, мобилизации сил, улучшения реакции и внимания. Также стало известно, что отношение к цвету всех людей остаётся на эмоциональной основе, к тому же, цвет не только вызывает соответствующую реакцию, но и полностью формирует эмоции, опираясь на эмоциональное состояние. Итак, существуют 4 основных цвета, которые формируют у людей определённые психологические особенности: красный, жёлтый, синий и зелёный. Используя эти цвета, можно получить другие, например, коричневый, бордовый или фиолетовый, которые так же будут отвечать за вызов определённых эмоций у человека. Зная эти особенности, при разработке дизайна полиграфии можно подобрать определённые оттенки и вызвать у пользователя определённые эмоции. Если необходимо подчеркнуть статус компании, лучше всего использовать холодные оттенки (бирюзовый, синий, фиолетовый), а если основное требование дизайнера – вызвать яркие, живые эмоции, то следует применять тёплые тона (красный, оранжевый, оливковый). Вот почему торговые компании используют яркие цвета, ведь они с помощью механизмов цветового восприятия запустят у покупателей радостное настроение и весёлые эмоции, что приведёт к более активным покупкам.

Красный – это достаточно раздражающий цвет, который способен стимулировать мозговую деятельность, вызывать живые эмоции и побуждать к активным действиям. Он зрительно уменьшает предмет, который окрашен в этот цвет, в некоторых случаях способен наделить уверенностью и почти всегда моментально приковывает взгляд пользователя к себе. В большом количестве он вызывает отторжение восприятия людей, поэтому его следует использовать для выделения наиболее важной информации, или же разбавлять его расслабляющими и нейтральными цветами.

Коричневый – цвет стабильности и реалистичного восприятия. Это натуральный цвет, не вызывает сильных эмоций, но при его использовании с другими цветами можно добиться нужных эмоций, при этом он отлично смотрится с красными или зелёными элементами.

Чёрный цвет сформировался в нашем сознании как цвет изящества и некоторого самопогружения. Благодаря сильной контрастности он подходит как для текстовой информации, так и для фоновой заливки.

Оранжевый считается жизнерадостным, импульсивным цветом, способным создавать чувство благополучия и очищать его сознание от негативных ощущений. В дизайне его лучше использовать как фоновый цвет, либо вместе в обводкой в качестве надписей или отдельных элементов, но залив большую площадь рекламной поверхности оранжевым цветом, можно вызвать несерьёзность восприятия пользователями.

Жёлтый цвет является наиболее видимым цветом спектра, который обрабатывается мозгом человека в первую очередь. Он также способствует самоорганизации, с ним легче принимать новые идеи и иные точки зрения, к тому же жёлтый цвет способствует общительности и открытости.

Зелёный цвет расслабляет человека, смягчая его эмоции. С ним легко можно снять остроту переживаний или другие негативные ощущения, уравновесить его состояние. Благодаря своим оптическим свойствам он в наименьшей степени утомляет глаза человека, олицетворяя естественность и свежесть. Наиболее удачно можно применять этот цвет при фоновой заливке или при окрашивании им отдельных элементов дизайна.

Фиолетовый цвет мы ассоциируем с вдохновением и с внутренней сосредоточенностью. Люди так же воспринимают этот цвет, как признак недоступности и таинственности, поэтому короли и правители стали применять этот цвет в своих одеждах. Но заказчик должен быть аккуратен в желаниях на счёт фиолетового цвета, ведь он наиболее трудно воспринимается человеком, что вынуждает его балансировать другими цветами. Некачественный дизайн, где используются фиолетовые оттенки, не разбавленные другими цветами, вызывает чувство отторжения у зрителя.

Компания RaketaPrint (широкоформатная печать Харькова) напоминает, что не все цвета реально напечатать на продукции. Всегда лучше проконсультироваться у менеджера компании перед отправкой на печать по этому поводу.

Знание подробных эффектов цветового восприятия и других особенностей психологии позволяет создавать опытным дизайнерам действительно качественные работы, которые привлекательны с точки зрения эстетики и правильного эмоционального образа. Обратившись за дизайном в компанию «Raketa», можно возложить выполнение маркетинговых задач на элементы рекламного стиля, который будет тщательным образом продуман и разработан специально для вас.

Дизайн-студия Raketa
09 января 2016 г.

ЕЩЁ